Последние комментарии

Погода в Астане

<
Сентябрь 2017 >
П В С Ч П С В
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30





Печать
МНЕНИЯ: "Я искренне сочувствую казахстанцам, отдающих детей в русскую школу" против "И все-таки в чем преимущество русских школ перед казахскими?"
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.27)
Добавлено 08.09.2017


Я искренне сочувствую казахстанцам, отдающих детей в русскую школу, - Аятжан Ахметжан

В последнее время в Казахстане вновь бурно обсуждается образовательная тема, а точнее вопрос: в школы с каким языком обучения лучше отдавать детей?

На прошлой неделе Ерлан Мусаев откровенно рассказал, почему его дети будут учиться в "русском классе", а вчера на портале Матрица директор Республиканского центра «KAZBILIM» Аятжан Ахметжан высказал свою точку зрения, которую мы приводим полностью.

Аятжан Ахметжан. Фото - matritca.kz

"Кто на сегодняшний день обучает своих детей в русскоязычной школе? Это в основном те, которые связывают свое будущее не с казахской страной, а с северными соседями, и еще представители русской нации, которые мечтают вернуться на свою родину. Есть еще соотечественники, которые отреклись от материнской утробы. Больше никто не отдает своего ребенка в русскую школу - в этом вы убедитесь, когда заговорят цифры.
«Ведите ребенка в казахскую школу!» Эти слова были девизом в то время, когда все обернулось для нашего народа трагедией, когда хотели обучать своих детей в казахских школах, но таковых не было. В то время открыть казахскую школу было непосильным трудом, а сегодня это наш с вами долг! Не только долг, нет выбора более для общества, которое хочет видеть светлое будущее своих детей в Казахской стране. 

В свое время, в эпоху колонизации, от незнания русского языка многие мечты наших родителей так и остались несбывшимися. И они вынужденно отдавали своих детей в русскую школу, так как в то время знание русского языка был ключом к достижению цели. А сейчас все наоборот. 
Сегодня, как бы ни хотели признавать это, история вершит свое. Пока торжествует независимость, может быть, за десять лет или даже раньше, отрекшимся от своего языка недостичь высот в Казахстане. Хотите вы того или нет - это формирующаяся истина современного казахского общества.

Может вы преследуете другие цели, отдавая свое чадо в русскую школу, может, у вас другие намерения, но нам жаль не вас, а вашего ребенка. Придуманная вами сказка вмиг обернется реальностью сегодняшнего дня, когда вы наконец-то поймете, что ваш талантливый ребенок станет жертвой вашей облачной фантазии. Ладно, не буду голословным, посмотрим на факты и аргументы. 

Первая причина: демография в Казахстане, соотношение казахов в этой цифре. Проведенная в 1989 году перепись населения показала, что в Казахстане проживает 16199,2 тысячи человек, из них 6 534,6 тысячи, то есть 41%,– казахи. Русских - 6 227,5 тысячи, то есть 38%. А как же сегодня обстоят дела? По нынешним данным, численность жителей в Казахстане достигла 18 миллионов 22 тысячи 500 человек. Из них 12 миллионов 780 тысяч, то есть 71% – казахи, 3 миллиона 710 тысяч или 20,6% – русских, 613 тысячи или 3,4% – узбеки.
Эти данные в цифрах наверняка озадачили бы разумного человека. Рост численности казахов, убывание с каждым днем числа людей русской национальности само собой приводят к краху русского языка в Казахстане. Хотя казахский язык и не достиг стопроцентного статуса государственного языка, в связи с тем, что численность казахов с каждым днем растет, наш родной язык, несмотря ни на что, воссядет на свой трон.

Вторая причина: вытеснение русского языка на мировой арене. В советское время в мире около 400 миллионов человек официально пользовались русским языком. Сегодня это число едва достигает 200 миллионов. В основном русский язык считается только государственным языком России. Это доказательство того, что среди международных языков для него нет достойного места. 
Отдавать ребенка обучаться на негосударственном языке, тем более деградирующем в других странах – полный абсурд, он своими руками ведет своего же ребенка в пропасть. 

Третья причина: повышение качества знаний в казахских школах. В далекие времена очередной небылицей была информация о том, что русскоязычные школы дают лучшие знания, нежели казахские. Но время показало, что и это неправда. Дальше пусть цифры подтвердят мои слова... 
Из набравших полные 125 баллов на ЕНТ в 2016 годувсе 19 учеников – выпускники казахских классов. Показавшие наилучшие результаты по республике из 10 школ – 8 казахских, 1 русская и 1 смешанная школа. В 2017 году набравший 139 баллов Тасан Саят Елтайұлы тоже выпускник казахской школы, доля школ, показавших высшие результаты тоже приходится на казахские школы.
Последние пять лет, по результатам ЕНТ и по общему рейтингу, первенство так же у казахских школ. Например, из 10 самых лучших школ Астаны 8 школ обучают только на казахском языке.
Ни для кого не секрет, что призеры мировых предметных олимпиад, золотые медалисты также ученики казахских школ или казахско-турецких лицеев (там вообще нет понятия «русские классы»).
Сегодняшним специалистам в сфере образования не секрет, что в любых соревнованиях в области образования конкуренция идет между казахскими школами.

Четвертая причина: выделение образовательных грантов. В 2014 году Республика Казахстан 65% грантов выделены казахским группам, русским - 35%, а в 2015 и 2016 годах – соотношение 75% на 25%. В этом году заявление участвовать в ЕНТ для поступления в высшие учебные заведения подали 92 827 выпускников, из них 67 627 (76,3%) на казахском, 20 968 (23,6%) на русском языках. 
Как бы мы ни хотели скрыть эти показатели, в скором времени в высших учебных заведениях закроются русские группы. В дополнение к этому в последнее время вместо русских групп открываются английские. Теперь представьте, что в будущем вам придется отвезти своего ребенка обучаться в Россию. Желаете ли вы этого или или же отведете в казахский класс. Иного выбора не остается! Мне жаль того ребенка, родители которого поздно спохватились и который в будущем будет то ли мучиться, то ли учиться в высшем учебном заведении. В начальной школе такая же ситуация. 
Сделаем обзор желающих поступитьв Назарбаев интеллектуальные школы в Астане. В казахские классы подали заявление 1185 учеников, а в русскую 520. Это еще раз показывает, что в скором будущем и эти школы перейдут в число казахских школ. 

Пятая причина: соотношение казахских классов в школах. Сегодня 83% учеников по стране обучаются в казахских классах, в русских классах 16% и только 1% на других языках. В прошлом году, т.е. в 2016, 89% детей, перешагнувших порог школы, в первый класс пошли в казахские, остальные 10% в русские классы. Недалек тот день, когда выпускники русских классов будут сдавать экзамены по казахскому языку как учащиеся школ с уйгурским, узбекским, таджикским языком обучения. Учитывая то, что из 10% учащихся русских классов больше половины принадлежат к этническим русским, в будущем доля поступающих в высшее учебное заведение с русским языком обучения может и не достичь 5%. 
История не стоит на месте, никому не под силу возвратить прошлое. Процветание казахского языка, восстановление казахского общества точно также не остановить. Как бы русскоязычное сообщество не старалось оградить русский язык и будет лезть из кожи чтобы сохранить его, в будущем в нашей стране языком №1 будет казахский язык. 

Казахский язык восторжествует не не только в законах, он к тому же станет языком жизни, экономики, в скором времени незнающий казахского языка в Казахстане и хлеба не выпросит. Эту справедливость будет вершить не власть, а казахская нация и история. Вот поэтому, чтобы ваш ребенок не отстал от общества, достиг успеха, обдумывайте свое решение сегодня. 

Шестая причина: внедрение трехязычной системы обучения. Честно говоря, не существует никакой трехъязычной программы, мы видим только двухязычную. Если не верите мне, то я приведу пример из Послания Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана в 2017 году: «По вопросу поэтапного перехода на трехязычное образование. Казахский язык сохранит свою доминирующую позицию. Большое внимание будет уделяться его дальнейшему развитию. Вместе с тем сегодня английский язык является языком новых технологий, новых производств, новой экономики. В настоящее время 90% информации создается в мире на английском языке. Каждые два года ее объем увеличивается в два раза. Без овладения английским языком Казахстан не достигнет общенационального прогресса...»
Вот теперь остановимся поподробнее на словах Президента о том, что переход на трехъязычное обучение будет проходить поэтапно, доминировать будет казахский язык, тем более он будет и дальше развиваться. А если казахский язык будет доминировать и окрепнет, то, как третий язык английский будет развиваться, сметая все на своем пути, в том числе, и русский язык. Не обижайтесь, это не мое решение, это решение Президента... 
В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства говорит: «Нам нужно перевести в ближайшие годы 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык и дать возможность нашей молодежи учиться по лучшим мировым образцам. Уже в 2018/2019 учебном году мы должны начать обучать наших студентов по этим учебникам.»

Подчеркиваю, переведут не на русский язык, а на казахский. Этот процесс будет развиваться и дальше, никто не поверит тому, что русский язык – язык науки, когда перед нами с помощью английского языка открывается всемирная наука, то кому нужны смешанные с русским шовинизмом русскоязычные учебные пособия. 
Седьмая причина: нехватка русскоязычных специалистов. Вы, наверное, помните, когда аким города Шымкент Габидолла Абдырахимов стал предметом насмешек, когда предложил привлечь для русских школ учителей из России и Украины.
В русских школах значительно сократилось число сильных учителей, и это становится злободневной проблемой. Привожу еще один аргумент, 4 июля 2017 года пресс-служба управления образования города Астаны на своей странице Facebook опубликовала объявление: «В данный момент, по причине отсутствия педагогов, школа временно не сможет принимать документы 1-х классов в русское отделение. Как только найдем учителя, сразу же дадим Вам знать». Значит, не то чтобы качественного учителя в русских классах днем с огнем не сыщешь, но и найти простого специалиста становится проблемой...

Если на все это посмотреть реально, то недалек тот день, когда не будет существовать такого понятия как «русская школа». Простой пример, со дня перевода столицы в Астану здесь не открылась ни одна русская школа, бывшие русские школы стали смешанными, а некоторые даже полностью стали казахскими. 

Сегодня выпускники казахских школ учатся в престижных школах Европы, США. А выпускник русской школы будет обучаться не далее, чем в Москве. Задумайтесь!
Для народа, подытожившего четверть века Независимости, появились новые ценности. Стало ясно, что время и история все ставят на свои места. За период Независимости появились другие ценности, не говоря уже о другом. Русскоязычные СМИ не имеют своей былой силы, набирают значимость и твердо держат свои позиции СМИ на государственном языке. Население в социальных сетях все меньше уделяет внимания русскоязычной информации. 
Если та же информация появляется на государственном языке, откликается большая часть населения и участвует в обсуждении. Государственный язык в социальных сетях приобретает большую значимость.

Как говорится в народе, люди тянутся за большинством, но ведь и большинство может ошибаться... Несмотря на то, что некоторые так яро защищают русский язык и несмотря на то, что вы отдадите своего ребенка в русский класс, русскому языку будет сложно подняться с колен. 

Не идите против ветра - мы говорим так, потому что нам жалко вашего ребенка. Ведите ребенка в казахскую школу! Это было девизом своего времени, чтобы спасти нацию, а в эти дни говорим потому, что жалеем будущее поколение.
Вы хотели бы видеть свое чадо на высоте, тогда поведите его в казахскую школу. Казахи это называют так: опомнись, пока не поздно, и вы, пока в своем разуме, встаньте на правильный путь.

Одумайтесь, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок в будущем отдалился от общества. Наш долг предупредить вас!"



И все-таки в чем преимущество русских школ перед казахскими?


Статья «Я сочувствую тем, кто отдает своих детей в русские школы» за авторством директора республиканского центра  Kazbilim Аятжана Ахмета наделала много шума, а сам он был вознесен на пьедестал национально озабоченной частью казахского общества, которая восприняла его аргументацию как  истину в последней инстанции. Но ее, эту аргументацию, легко опровергнуть.

Очевидное и спорное

В чем прав Аятжан Ахмет, так это в том, что вследствие известных демографических процессов казахский язык занимает все более доминирующее положение в различных сферах общественной жизни, и прежде всего в образовательной. Но здесь он не открыл ничего нового, наличие такой тенденции уже давно констатируют многие авторы. Например, об этом еще шесть лет назад в статье «Какая разница, когда Казахстан станет в языковом отношении большой Кызылординской областью?» писал ваш покорный слуга. А  затем продолжил тему в сентябре 2015-го публикацией, в которой приведены примерно те же цифры и факты, которыми оперирует Аятжан Ахмет. Имеется в виду существенное изменение процентного соотношения учащихся казахских и русских школ.
  
А вот все остальное в статье директора центра  Kazbilim выглядит, мягко говоря, спорным. Особенно это касается приводимых им статистических данных. Автор прибегает к весьма распространенному, но изначально некорректному методу – он озвучивает только те цифры и факты, которые ему выгодны, и совершенно игнорирует другие, идущие вразрез с его доводами. Это тот самый случай, когда все зависит от того, что и как считать.

Взять итоги ЕНТ-2016, которым Аятжан Ахмет отводит  ключевую роль в своей аргументации. Да, если исходить из количества выпускников, набравших максимум в 125 баллов, то  казахские школы выигрывают с большим преимуществом. Но это менее  двух десятков юношей и девушек, или 0,02 процента от общего числа участников ЕНТ, и только по ним нельзя судить о качестве знаний школьников в целом.

Куда более показательными являются суммарные данные, которые можно найти на официальном сайте Национального центра тестирования (НЦТ). Они сведены в предлагаемую ниже таблицу. Из нее видно, какой процент выпускников казахских и русских школ набрал от 101 до 125 баллов, какой – от 90 до 100 и т.д. Каждой из шести групп, по которым НЦТ распределил участников ЕНТ в зависимости от их результатов, я дал условные названия: «отличники», «ударники», «хорошисты», «середняки», «троечники» и «двоечники».

 Количество баллов

101-125

90-100

71-89

60-70

50-59

0-49

 Казахские классы

19,79%

15,94%

32,46%

15,17%

9,16%

7,41%

 Русские классы

19,49%

18,19%

34,69%

15,07%

7,85%

4,71%

 

Казахские школы: больше и «отличников», и «двоечников»


Попробуем «расшифровать» таблицу. Если считать набравших от 101 до 125 баллов («отличников»), то тут  казахские классы имеют минимальное преимущество перед русскими  – 19,79 процента от общего числа участников ЕНТ против 19,49. А вот в двух следующих столбцах  («ударники» и «хорошисты») лучше выглядят уже русские классы – в сумме 52,86 процента против 48,40. И это как раз-таки основная масса участников ЕНТ. А самое главное – таблица показывает, что казахские школы выпускают намного больше «двоечников» (7,41 процента против 4,71), не сумевших набрать хотя бы 50 баллов, и «троечников» (9,16 против 7,85).


Смею предположить, причем небезосновательно, что минимальный перевес в столбце «отличники» казахским классам обеспечили, прежде всего, специализированные учебные заведения – в частности, казахско-турецкие лицеи и школы для одаренных детей. А вот обычные общеобразовательные школы (коих большинство), дающие знания на казахском языке, значительно отстают от них. В то время как среди русских школ столь существенного разрыва нет. 


Есть еще один, возможно, наиболее объективный показатель – средний балл по стране. Так вот, по итогам ЕНТ-2016 у выпускников казахских классов он составил 80,80, а у выпускников русских – 82,45 (разница 1,65 пункта). Годом раньше было соответственно 79,09 и 80,30 (1,21). То есть разрыв даже увеличился, хотя до этого на протяжении нескольких лет он неуклонно сокращался. Иначе говоря, в целом учащиеся русских школ демонстрируют чуть более высокий уровень знаний. Однако этими данными Аятжан Ахмет пренебрег. Полагаю, что сознательно.


И тем более он не стал обращать внимание на другое очень важное обстоятельство. В ЕНТ-2016 приняли участие 74,05 процента выпускников казахских классов и лишь 59,1 процента – русских. Столь значительную диспропорцию можно объяснить лишь одним: немалая часть последних решила поступать не в отечественные вузы, а в зарубежные, преимущественно российские. В пользу этой версии говорит и то, что наименьший процент участия русскоязычных (не только русских) школьников в ЕНТ  зафиксирован в приграничных с РФ областях: в Костанайской – 51,1, в ВКО – 52,9, в СКО – 54,5, а также в Карагандинской – 53,6. Вспомните, как несколько лет назад Бердыбек Сапарбаев, будучи акимом ВКО, бил тревогу по поводу того, что немалая часть выпускников уезжает в Россию, а затем остается там. Примерно так же обстоят дела и в других регионах северо-востока нашей страны. Причем выбирают вузы РФ далеко не самые слабые школьники. И если бы они участвовали в ЕНТ, то показатели русских классов наверняка оказались бы выше. Возможно даже, что среди них были потенциальные обладатели 125-балльных сертификатов.


Наконец, стоит напомнить то, о чем совсем недавно писала наша газета.Речь шла о результатах тестирования по естественно-научным дисциплинам в рамках международного исследования PISA-2015: они показали, что по уровню знаний 15-летние учащиеся казахских школ на полтора года отстают от своих сверстников из школ с русским языком обучения. Между тем это такие дисциплины, как математика, физика, химия, биология, которые и определяют уровень технического и технологического развития. 


Альтернатива – российские вузы

Но учеба в школе – лишь первый этап в получении образования. Тем более для казахстанцев, которые в массе своей (и в отличие от жителей большинства других стран) привыкли считать, что без вузовского диплома полноценной жизни не может быть в принципе. Давайте именно с этой точки зрения посмотрим на перспективы выпускников казахских и русских школ.

Стипендиальная программа «Болашак» доступна лишь узкому кругу наших молодых соотечественников. К тому же в последние годы она ориентирована больше на будущих магистров и докторов, нежели на бакалавров. Учебу в вузах дальнего зарубежья вне этой программы способны потянуть лишь самые богатые. Да, можно получить образование бесплатно (например, в Германии и ряде других стран), но придется платить за проживание, питание – а это очень дорого. Те же немецкие университеты предупреждают о том, что потребуется, как минимум, 700 евро в месяц, или 30-35 тысяч евро за все время обучения.


В этой ситуации подавляющему большинству выпускников казахских школ остается смотреть только в сторону отечественных вузов. А какое там сейчас качество преподавания, какой там уровень коррупции, мы все прекрасно знаем. Тогда как у юношей и девушек, учившихся в русских классах, есть более предпочтительная альтернатива – поступление в университеты РФ (казахскоязычные тоже имеют такой шанс, но им придется гораздо сложнее). Да, российская система высшего образования, как и наша, сдает свои прежние позиции, но все-таки она не столь безнадежна. Во всяком случае, там еще остались, как минимум, 20-30 вузов, которые держат марку. Причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в городах, расположенных близ границы с Казахстаном.


Ежегодно в нашу республику приезжают делегации из России, чтобы набрать студентов. Они обещают бесплатное обучение, места в общежитиях, стипендии. Понятно, что это не самые лучшие в РФ университеты (наиболее «рейтинговые» не нуждаются в таком способе рекрутирования), но даже они вряд ли уступают большинству казахстанских. Впрочем, не будем на них останавливаться и обратим взор на «топовые» российские вузы – все-таки мы ведем речь о более или менее качественном образовании. А еще будем исходить из того, что придется учиться на коммерческой основе, не получая никаких льгот. При этом нужно иметь в виду, что стоимость жизни в РФ (за исключением двух ее столиц) и в РК вполне сопоставима, а значит, сопоставимы и расходы на питание, проживание и т.д.


Высшее образование: у нас хуже, но дороже


 Возьмем Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ), тем более что это недалеко от Казахстана. Он стабильно входит в «топ-10» вузов РФ и, конечно, котируется куда выше, чем наш «флагман» КазНУ имени Аль-Фараби. Но при этом обучение в первом обходится намного дешевле. В качестве доказательства приведу уже обнародованные цифры на 2017/18 учебный год:


Стоимость обучения в разрезе специальностей

 

НГУ (Россия)

КазНУ (Казахстан)

 Специальность

В руб.

В долл.

В тенге

В долл.

 Экономика

135.000

2.250

1.069.000

3.280

 Менеджмент

156.000

2.600

961.000

2.950

 Юриспруденция

115.000

1.917

1.069.000

3.280

 Информатика и ВТ

125.000

2.083

885.000

2.715

 Журналистика

125.000

2.083

885.000

2.715



Сибирский федеральный университет (СФУ, Красноярск) входит во вторую десятку рейтинга российских вузов, а стоимость обучения там в среднем почти вдвое ниже, чем в КазНУ: «экономика» - 1.560 долларов против 3.280, «юриспруденция» - 1.907 против 3.280, «журналистика» - 1.355 против 2.715 и т.д. Но кто рискнет сказать, что КазНУ дает более глубокие знания, чем СФУ? Скорее, ситуация обратная.  

В чем наши «ведущие» вузы особенно отстают от лучших российских, так это в подготовке «технарей». КазНИТУ имени Сатпаева (более известный как «политех»), прежде считавшийся главной  в Казахстане кузницей инженерных кадров, к сожалению, не является здесь исключением. При этом в минувшем учебном году на большинстве специальностей стоимость обучения составляла 635.800 тенге, или, если перевести на нынешний курс, 1.950 долларов (в новом наверняка будет больше). А теперь возьмем для сравнения Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), который в российском рейтинге лучших вузов этого профиля уступает только триумвирату «монстров» - МГТУ (бывшее МВТУ) имени Баумана, МФТИ (физико-технический) и МИФИ (ядерный), а в общем рейтинге занимает высокое 7-е место. Там на большинстве специальностей за год нужно было заплатить от 83.900 до 97.600 рублей, или от 1.400 до 1.630 долларов. То есть меньше, чем в нашем «политехе». Да, кое-кому из студентов ТПУ учеба обошлась дороже – до 2.300 долларов в год, но это в основном те будущие специалисты, о подготовке которых в КазНТУ даже мечтать не смеют. Кстати, до Томска от нас тоже недалеко.

Кто-то скажет, что в Казахстане есть еще КИМЭП и КБТУ. Но в первом стоимость одного кредита теперь составляет 65.960 тенге. Умножьте на 33 (среднегодовое количество кредитов) – и получите на выходе 6.650 долларов. Во втором из названных вузов годичная учеба будет стоить от 3.500 до 5.000 долларов. Если судить по «ценникам», то КИМЭП находится на одном уровне с МГУ имени Ломоносова, а КБТУ – с МГТУ имени Баумана. Но кто в мире знает про наши «элитные» вузы? А  МГУ и МГТУ – это все еще довольно известные и почитаемые бренды.

Словом, в России можно за гораздо меньшие деньги получить куда более качественное образование. И в этом плане выпускники русских школ Казахстана  (для которых русский язык - основной) имеют серьезное преимущество перед теми, кто учился в казахских классах. Тем более что школьники из стран СНГ поступают в вузы  РФ на тех же условиях, что и сами россияне. И даже ЕГЭ (российский аналог ЕНТ) для участия в борьбе за образовательные гранты они могут сдавать, не выезжая из своей страны. 

Вместо заключения
Теперь вспомните заголовок и основной посыл статьи Аятжана Ахмета – и задайтесь вопросом: кто больше нуждается в сочувствии?  
…Патриотизм, развитие казахского языка – все это, конечно, замечательно и необходимо, но любой родитель думает, прежде всего, о будущем своего ребенка. И потому предпочтет для него такую школу, по окончании которой тот будет иметь больше перспектив в плане самореализации, получения высокооплачиваемой работы. Вспомните мотивацию родителей-казахов в советское время, когда они в большинстве случаев отводили своих детей в русские классы, поскольку через них было легче поступить в престижные вузы. А что, нынешние папы и мамы устроены как-то иначе?

Отсюда простой как пять копеек вывод: призывы отдавать детей непременно в казахские школы должны сопровождаться кропотливой работой по повышению качества обучения в этих школах, а также, что не менее важно, в отечественных вузах, колледжах и особенно на их казахских отделениях. (Как именно - это тема отдельного большого разговора). В противном случае они так и останутся призывами, воспринимаемыми как популистские…


фото http://www.diapazon.kz



Понравилась статья? Поделиться:

Оставить комментарий

    

 

:-) ;-) 8) :-| :-* :oops: :sad: :cry: :o :-? :-x :eek: :zzz :P :roll: :sigh:
Осталось: 1000 символов


 





@ 2009-2011 Arvedi.kz. Все права защищены. Контакты .
Яндекс.Метрика
Боевые практики (Шлахтер)