Последние комментарии

Погода в Астане

Книги о казачестве для скачивания

Сентябрь 2019 >
П В С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

                
Печать
Правительство Бакытжана Сагинтаева…Отставка неизбежна?
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
Добавлено 10.08.2018


Каковы итоги работы правительства Бакытжана Сагинтаева и что ждет казахстанских министров в уже недалеком будущем ? Уйдут ли в отставку Касымов и Сагадиев? Как общество может повлиять на карьеру «неоднозначных» министров? На эти вопросы информационно-аналитическому порталу «Rezonans.kz» ответили известные казахстанские эксперты- управляющий директор «GR Consulting Group» Ербол Едилов и независимый политолог Жаксылык Сабитов.

1.Как можно охарактеризовать работу правительства Бакытжана Сагинтаева? Какие министерства вы выделили бы в плане активности и эффективности работы?

Ербол Едилов: Я считаю, что сейчас доходы населения падают, коммунальные услуги и продовольственные товары дорожают. Это всё идет в минус правительству Бакытжана Сагинтаева. Кроме того, коррупционные скандалы в разных министерствах, ситуации, связанные с его бывшим зятем «Qazaqbanki», племянником, у которого дочерняя компания КТЖ, в которой были выявлены факты правонарушений - всё это, конечно же, отрицательно сказывается на имидже самого премьер-министра.

Я считаю, что это правительство одно из самых слабых. Если посмотреть на работу министерств, то кроме слаженной, на высоком уровне, деятельности Министерства иностранных дел, отметить особо некого. Глава ведомства Кайрат Кудайбергенович Абдрахманов очень грамотный, компетентный государственный менеджер высокого ранга, он прошел все уровни профессиональной лестницы, и его работа очень импонирует. Может, еще сюда же можно отнести Министерство обороны с Сакеном Жасузаковым.

Жаксылык Сабитов: В сентябре этого года будет второй год, как функционирует правительство Бакытжана Сагинтаева. Оно не выделилось ничем особым. Результаты деятельности неоднозначны. С точки зрения общественного мнения самым негативным министерством стало МВД. Хроническое не реформирование МВД и использование сил МВД для решения непрофильных задач привело к самому большому кризису доверия к системе МВД за все годы независимости.

Можно ли утверждать, что перманентные скандалы, связанные с министерством внутренних дел и министерством образования говорят о скорой отставке Калмуханбета Касымова и Ерлана Сагадиева?

Ербол Едилов: Думаю, что отставка ряда министров будет осенью или зимой с отставкой всего правительства. Если будет отставка в МВД и в Минобразовании, то в МВД должен быть человек авторитетный и имеющий политический вес, чтобы провести ряд реформ и довольно жесткую линию. Если говорить о Министерстве образования и науки, то Ерлан Сагадиев неплохую работу проводит, и перспективная кадровая политика имеет место быть. Он ставку делает на свежие кадры - молодых вице-министров и ректоров.

Жаксылык Сабитов: Я вполне допускаю мысль, что Калмуханбет Касымов все-таки уйдет в отставку в начале осени, но скорее всего под другим предлогом, то есть не под «давлением общественности». Вполне возможно его переведут в Совет безопасности. Если же он сохранит свой пост в правительстве, это будет токсичным решением. Это решение будет негативным образом влиять на восприятие работы всего правительства в целом. Что касается Министерства образования и науки, здесь стоит отметить, что фактически сейчас Казахстан подошел к началу функционирования классической системы западного образования, путь к которой начался еще в 2000-ых годах. Если у нас введут, как обещают, академическую свободу университетов, то это будет главным достижением нынешнего министра образования и науки, но здесь стоит отметить, что деятельность в сфере образования отличается у нас по сравнению с деятельностью в сфере науки. Главный скандал МОН РК в этом году это скандал с распределением научных грантов, где часто с нарушением законодательства и моральных норм этики, были распределены государственные средства. С одной стороны можно приветствовать политику полной открытости данных по научным грантам, которую осуществлял МОН РК в этом году, а с другой стороны, такая политика показала, что часто научные гранты получают те люди, которые к науке имеют довольно косвенное отношение. Понятно, что систему науки в Казахстане надо реформировать, но у МОН РК на данный момент, как мне кажется, нет особых идей для более лучшего администрирования научной сферы в Казахстане.

Кто может прийти им на смену? Будут ли это политические тяжеловесы либо кадровая перестановка пойдет естественным кадровым путем, то есть первые заместители поднимутся на очередную ступень карьерной лестницы?

Ербол Едилов: Если говорить о смене министра образования, то хорошим кандидатом на должность мог бы являться, на мой взгляд, Арын Орсариев. Он закончил «Болашак», учился в Америке, у него креативный подход, что мы видим по его работе в Павлодарском государственном университете.

Жаксылык Сабитов: Мне кажется, на смену министру МВД придет кто-то из его нынешних подчиненных, хотя более правильным было бы назначение человека со стороны, особенно было бы интересно, если бы МВД возглавил гражданский человек, не имеющий воинского звания. «Авгиевы конюшни» требуют больших усилий по очищению системы, но «авгиевы конюхи», как показала практика, не способны решить эту сложную и комплексную проблему. Министру МОН мне кажется, пока ничего не угрожает. Вряд ли он окажется в отставке. Максимум, что может случиться, он потеряет какую-то из сфер регулирования. Например, вполне возможно через некоторое время в Казахстане пойдут по российскому пути и выделят из МОН отдельное министерство науки. Но и такое развитие событий маловероятно.

Как бы вы охарактеризовали кадровую политику в верхнем эшелоне власти? Есть ли положительные изменения и насколько общество сейчас может влиять на смещение или назначение очередных министров и акимов? И необходимо ли это вообще?

Ербол Едилов: В скором времени, по моему мнению, все-таки надо поддержать Агентство по делам государственной службы и необходимые поправки двигать в законодательство. Чтобы хоть как-то какие-то нормы работали. Сейчас, например, запрет на командные перемещения соблюдается формально. Командные перемещения нужно сократить. И чтобы это действительно работало. Получается, каждый аким с собой 20-30 человек приводит, и такое ощущение, что они превращаются в местных князьков. Активизироваться должны и общественные советы на местах, депутаты маслихатов. В регионах акимы не должны быть председателями областных филиалов правящей партии «Нур Отан», а наоборот, «Нур Отан» должен действенно контролировать работу исполнительных органов. Например, местная пресса в Мангистауской области подняла вопрос о высохших деревьях, которые там посадил местный акимат. Выяснили, что руководителем управления природопользования является человек, далекий от этого, это юрист, бывший судья из Карагандинской области. Такое нельзя допускать, на ключевых руководящих должностях в аппаратах акима области обязательно должны быть компетентные специалисты.

В кадровой политике в верхних эшелонах власти руководители должны быть более открыты, это касается и работы, и активного общения в социальных сетях Интернета. Есть несколько таких человек, а остальные как будто боятся выходить в соцсети для общения с гражданами.

Еще один момент, о котором я говорил еще в прошлом году: почему бы акимами регионов не назначать представителей крупного бизнеса? Например, Бауржан Оспанов в Алматинской области, Кенес Ракишев, Бахаридин Аблазимов, а так же Кайрат Боранбаев в Костанайской области и так далее? Представители крупного бизнеса, как акимы областей - это интересно и креативно, на мой взгляд. Даже если пару-тройку назначат, они бы конкурировали между собой. Коррупции меньше будет.

На мой взгляд, в Казахстане надо перенять опыт рекрутинга в политику, в сферу госуправления крупных бизнесменов. Яркий пример в России – Роман Абрамович, ставший в начале 2000-х годов губернатором Чукотского автономного округа. Почему бы сегодня в Казахстане не назначить главами двух-трех регионов казахстанских бизнесменов из списка «Forbes»? Как акимы областей они бы внесли в государственное управление дух соревновательности и конкуренции, чего действительно сильно не хватает.

Почему бы не пойти на такой эксперимент? Думаю, это способствовало не только повышению эффективности госуправления, но и снизило бы уровень коррупции, поскольку у богатого самодостаточного бизнесмена нет нужды «распиливать» бюджет.

Жаксылык Сабитов: Кадровую политику в верхнем эшелоне власти я бы охарактеризовал как «управление в ручном режиме». Во многом (не всегда), у нас в разных сферах отсутствует какое-либо стратегическое видение развитие курируемой отрасли. Министры и их подчиненные решают часто вопросы не заранее, а по мере поступления, что сильно сужает горизонт планирования. Общество усилило свое влияние, и члены правительства стали чуть больше зависеть от общественного мнения, чем это было ранее. Но все равно, общество в данном случае выступает не активным, а пассивным субъектом. Общество может влиять на министров и акимов, но это влияние ограничено. Государственный аппарат необходимо делать все более инклюзивным, необходимо переходить к политической практике выборности акимов всех уровней прямым голосованием всех граждан на выборах, но вряд ли возможен такой сценарий реформирования политической системы в эту историческую эпоху.



Понравилась статья? Поделиться:

Оставить комментарий

    

 

:-);-)8):oops::-?
Осталось: 1000 символов


 





Тихие войны красной империи

Русские в цифрах



Наши друзья

Павлодар Православный


@ 2009-2011 Arvedi.kz. Все права защищены. Контакты .